Главная страницаБармены пишут. публикации

23/11/13

Лингвистически «сборные» метаэтнические общности


Очень велика роль хозяйственно-культурных особенностей и связанного с ними образа жизни в складывании групп этносов кочевников и земледельцев, в развитии у них соответствующего самосознания и в разграничении их друг от друга. Такие хозяйственно-культурные общности могут включать народы как родственные, так и неродственные по языку. Ярким примером лингвистически «сборной» метаэтнической общности могут служить кочевники «хамсе» Южного Ирана, включающие тюркские, иранские и арабские племена скотоводов, объединенные общими хозяйственно-культурными особенностями и имеющие ясно выраженное общее самосознание, несмотря на языковую неоднородность. В Аравии отчетливо выделяется этнохозяйственная группа племен кочевников-бедуинов, занимающихся главным образом верблюдоводством, обладающих многими специфическими чертами традиционной материальной и духовной культуры и отличающих себя от говорящих на том же арабском языке полукочевников и оседлых земледельцев. «Настоящими кочевниками,— пишет А. И. Першиц,— считались те, чье исключительное или хотя бы преимущественное занятие составляло верблюдоводство. Названия ахлъалъ — джамаль («люди верблюда») и бадавийун («обитатели пустыни») красноречиво говорили о хозяйственной моноспециализации и образе жизни этой крупнейшей группы североаравийских кочевников». Кочевой, полукочевой, полуоседлый или оседлый образ жизни служил также основным критерием разграничения многих надэтнических общностей Северо-Восточной и Северной Африки, говоривших на различных семитских, кушитских и берберских языках. Важную роль хозяйственной деятельности в формировании этнических различий отмечал Ф. Энгельс, рассматривая вопрос о выделении древних евреев, перешедших к земледелию, из среды других скотоводческих семитских народов.

Своеобразной культурно-хозяйственной метаэтнической общностью можно считать цыган. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры отдельные мелкие племенные группы индо-арийцев из низших каст (бродячих музыкантов и танцоров), занимавшихся также дрессировкой животных, ворожбой и ремеслами (кузнечеством, плетением корзин, гончарным ремеслом) несколькими волнами мигрировали из северо-западной и центральной Индии. Путь их шел через Иран, страны Малой Азии, Византию, Балканы в Центральную Европу. Часть их шла через Малую Азию, Египет, Северную Африку, откуда они проникли на Пиренейский полуостров. Теперь цыгане расселены по всем странам мира, формы их языка (индоарийской группы) сильно варьируют под влиянием языков народов, среди которых они обитают. Значительная часть их двуязычна, многие стали пользоваться языками окружающего населения, ассимилировались в инонациональной среде. Более чем тысячелетний отрыв от своей родины, рассеяние по всему свету и отсутствие крупных очагов их сосредоточения, значительные воздействия самых разнообразных этносов но могли полностью искоренить всех культурно-хозяйственных особенностей, характерных для цыган в целом, и отчетливого сознания их общности, как у них самих, так и у окружающих народов. Ясны и тенденции развития этой общности — она все больше и больше размывается и отдельные ее части постепенно сливаются с другими этносами.

Добейся успеха



Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться
Сейчас на сайте посетителей:2


фыв