Главная страницаБармены пишут. публикации

11/10/13

Кант об Aufklarung


Мне кажется, стоило бы заняться генеалогией не понятия современности, но современности как вопроса. Во всяком случае, если я принимаю текст Канта за точку отсчета этого вопроса, предполагается, что сам он действует в рамках огромного и чрезвычайно значимого исторического процесса, с которым его надо соотносить. Мне представляется весьма любопытным для исследования одного из направлений XVIII в., называемого Aufklarung, что Aufklarung само себя называет Aufklarung. То есть перед нами весьма особенный культурный процесс, который определенным образом распознает сам себя, сам себя именует и ситуирует по отношению к своему прошлому, будущему и настоящему, обозначая именем Aufklarung процесс и даже более чем процесс: ту работу, что само это движение должно было осуществить в собственном настоящем. В конце концов, разве Aufklarung— не первая эпоха, называвшая себя и себя характеризовавшая (по старой привычке, старой традиции) как период упадка или процветания, великолепия и т. п., именовавшая себя через определенное событие, Aufklarung, зависящее от всеобщей истории мысли, разума и знания, внутри которой само Aufklarung должно сыграть определенную роль? Aufklcirung — это период, сам себя обозначающий, формулирующий свой собственный девиз, свою заповедь, и говорящий о том, что он должен сделать относительно всеобщей истории мысли, разума и знания, относительно своего настоящего и форм познания, знания, невежества, иллюзий, институций и т. п., в которых он может распознать свою историческую ситуацию. Aujklarung — это название, заповедь, девиз. Именно это мы увидим в тексте «Что такое Aufklarungl», европейский массаж.

Наконец, четвертая причина, по которой я хотел бы остановиться на этом тексте (можете считать ее первой), заключается в том, что вопрошание Канта об Aufklarung (само вписывающееся в общий контекст Aufklarung, то есть культурного процесса, самого себя обозначающего, говорящего о том, что он есть и что он должен сделать), не осталось в пределах XVIII в. или процесса Aujklarung. В вопросе об Aujklarung обнаруживается одно из первых проявлений определенного рода философствования, история которого насчитывает уже два века. В конце концов, одна из важнейших, сущностных функций философии, называемой «современной» (modeme), появление и развитие которой относится к самому концу XVIII и XIX вв., состоит в том, чтобы вопрошать о собственной современности. Можно было бы проследить всю траекторию философии, вопрошающей себя о собственной современности с конца XVIII и на протяжении XIX в.



Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо войти или зарегистрироваться
Сейчас на сайте посетителей:2


фыв